
УЖЕ НЕ МИФ
Появится ли на наших улицах беспилотный автобус? Этот вопрос все чаще звучит в публикациях Интернета и тема перешла из разряда полуфантастической в категорию, когда задумки новаторов стали находить пусть не массовое, но реальное воплощение. Как и то, что во многих странах это дело развивается уверенными шагами. Пальма первенства однозначно принадлежит Сингапуру. Большой вклад по внедрению уделяется в Финляндии, Южной Корее, Китае.
И не только в виде тест апробирования, а в виде реальной эксплуатации.
Движение в этом направлении есть и в нашей стране: правда оно больше связывается с испытанием беспилотных автомобилей. Так компания «РосАвтоТех» в этом году провела испытания в С-Петербурге. Первые пассажиры были перевезены по территории Крестовского острова. Оговоримся, что сделано это было с участием водителей-испытателей.
Успешно внедряет беспилотную программу «Яндекс». Использование беспилотных такси имеет место в «Сколково», Иннополисе, что в Татарстане, в районе Сочи – на территории «Сириус».
Что будет представлять собой беспилотный автобус?
Это оборудованное системой автоматического управления (проще говоря напичканное электроникой и камерами) транспортное средство, внешне мало чем отличающиеся от общепринятых в нашем понимании автобус, разве что малой вместимости, не будет привычного руля в будущем, но первое время водитель- дублёр, готовый взять управление на себя в случае непредвиденной ситуации будет сопровождать в 9 случаях из 10.
Что касается понимания применения в теории, то вроде все понятно, когда трасса представляет собой прямую без помех дорогу, и улица будет тихой и свободной. Ведь на запружённых автомобилями участках не так легко управлять даже опытным профессионалам – водителям. Это раз. Второе: обилие дорожных знаков, факты ремонта участков трассы, недисциплинированность отдельных пешеходов, отключение светофоров, нечёткая разметка наконец. И вопрос «как скоро?» трансформируется в другой – сможет ли электронный мозг автобуса справиться со всеми вводными? Не создаст ли это дополнительных проблем движению?
Главное условие, которое выдвигают проектировщики, - безопасность, и не только для перевозимых пассажиров, но и для пешеходов и других транспортных средств, как например, в виде риска столкновения. Результат той проводимой работы в зарубежных странах, показывает, что вопросов очень много.
Что даст внедрение беспилотных автобусов?
- исключит человеческий фактор усталости и даст возможность задействования беспилотного транспорта все 24 часа;
- снизит себестоимость транспортировки в целом;
- обеспечит перевозку грузов в опасных зонах;
- минимизация ДТП.
Но так ли уж всё идеально с беспилотным транспортом? Конечно нет. Случаются ДТП. Но виновность б/п транспортных средств составляет 7-10 %. Преимущества очевидны, но есть и проблемы. А не будет ли сам являться помехой для других тс? Что произойдёт и как поведёт себя автобус, в случае если оборвётся связь с диспетчерским пунктом, сменится видимость на дорогах из-за тумана или снегопада? Сработает ли в полном объеме программа? Или как, например, в Американском штате Флорида в 2016г. беспилотный автомобиль после остановки продолжил движение и врезался в фургон автомобиля, который был окрашен в белый цвет, предварительно пропустив шасси. Эксперты полагают, что автоматика приняла этот фактор за естественный фон окружающей среды.
По всей видимости без человеческого фактора дело не обойдётся. Водитель все равно будет присутствовать в салоне, просто он должен будет выполнять гораздо меньше операций, чем обычно.
Конечно, все аспекты учесть не просто.
Даже если автобусы будут курсировать на окраинах городов, то данный аспект даже в этом варианте позволит увеличить количество перевозок пассажиров на загруженных городских улицах посредством задействования более опытных водителей. Да и в будущем очень вероятно будет найдено решение, которое позволит свести к минимуму те проблемы, которые тормозят развитие беспилотного транспорта, в том числе и автобусов.
Поживём – увидим.